Пятница
29.03.2024
16:14
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [22]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
    Тема: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. Цель: Проверить устные и письменные навыки учащихся по данной теме; конструирование предложений из слов с опорой на вопросы; развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения из деформированного текста; воспитывать чувство прекрасного. Ход урока. 1. Проверка домашнего задания. На дом дети получили задание, которое называется «Конкурс почерков». На листочках бумаги нужно было красиво написать по образцу учителя: Д д дом дорога … Дети были предупреждены, что работа будет оцениваться специальным жюри, в состав которого войдут мои коллеги (они же помогут в подведении итогов смотра знаний). Итак, урок начался. Работы, выполненные для конкурса почерков, сданы авторитетному жюри. 2. У. Блиц-турнир. Закончите предложения. Предложение состоит из ……. Предложение выражает ……… Первое слово в предложении…… Слова кот, стол отвечают на вопросы ……. Слова красный, смешная, высокое, любимые отвечают на вопросы …. Слова играют, поет, принес, отвечают на вопросы…. Слова в предложении связаны …… В предложении от слова к слову можно ….. В конце предложения …….. Молодцы! Вы готовы отправиться в путешествие по сказочному королевству Предложений. Путешественники всегда стараются запомнить все, что они увидели и услышали в дальних странствиях. Нужно проверить, хороша ли ваша память. Для этого проведем игру-соревнование, которая называется «Кто больше запомнит?». Диктант – цепочка. Учитель диктует по три слова, дети стараются запомнить и записать. Победит тот, кто сможет записать все 12 слов правильно. На доске вывешиваются эти слова, и дети самостоятельно проверяют свои работы. На доске: осень, рябина, рябиновый, погода, погожий, мороз, шапка, пушистый, летит, одежда, пальто, улица. У. Кто записал правильно все 12 слов? А кого 11? У кого 10? Дети поднимают руки. Победители получают красные жетоны, те, кто написал 11 слов – синие, 10 слов зеленые. - Молодцы! Память у вас хорошая! Теперь выберем вид транспорта, на котором будем путешествовать. Дети. На корабле! Ведь королевство Предложений омывают три моря. У. Какие же это моря? Д. Море Повествования, море Восклицания и море Вопросов. Раз три моря, то нужно и три корабля, чтобы поплыть по разным морям. У. Хорошо! Давайте сделаем так: первый ряд поплывет по морю Повествования, второй по морю Восклицания, а третий по морю Вопросов. А билеты на эти корабли у вас уже есть. Это красные, синие и зеленые жетоны. Вперед! Мы можем отправляться в сказочное королевство Предложений. Но как же мы поплывем на корабле без капитанов? Давайте выберем капитана на каждый корабль. Им может стать тот, кто лучше умеет держать штурвал в руках. Для этого вы должны прочитать зашифрованное на «штурвале» предложение, записать его, выразительно прочитать вслух и доказать, что это действительно предложение. Кто первым справиться с заданием, тот и поведет корабль по морям. Дети составляют и записывают в тетрадь предложение. Тот кто первым справился с заданием, поднимает руку и отвечает. Ответы детей. 1 ряд. Пожелтели листья в нашем парке. Это – повествовательное предложение. Оно выражает законченную мысль. В предложении сообщается о листьях и о том, что они пожелтели. В конце предложения поставили точку. 2 ряд. Как красив осенью парк! Это предложение выражает чувство восхищения, оно восклицательное. В конце предложения поставили восклицательный знак. 3 ряд. Когда выпадет первый снег? Это предложение содержит вопрос. Оно вопросительное. В конце предложения поставили вопросительный знак. Капитаны получают отличительные знаки с надписями: «Капитан.»,«Капитан!», «Капитан?», прикалывают их на грудь и выходят вперед. Остальные дети читают надписи на значках у каждого из них с разной интонацией. - Молодцы! Можем отправляться. А по дороге будем вести путевые записки, то есть всё, что увидим и услышим, запишем в свой путевой дневник (тетрадь). Зрительный диктант. На несколько секунд учитель показывает предложение, а дети стараются прочитанное запомнить и записать по памяти в тетрадь. Падают жёлтые листья. У. А сейчас мы определим, куда же именно отправляются наши корабли. Как вы думаете, в какие города? (Города на карте закрыты листочками бумаги.) Д. Мы поплывем в главные города королевства Предложений. Они называются город Подлежащих и город Сказуемых. У. Да! В город Подлежащих и город Сказуемых. А для того, чтобы не сбиться с курса, отметим свой курс графически, то есть подчеркнем в записанных нами предложениях подлежащее и сказуемое. Кто из вас прокомментирует эту работу? Ответы детей: Падают жёлтые листья. В предложении говорится о листьях.(Что?) Листья. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Падают жёлтые листья. Составьте схему этого предложения. (что делают?) (какие?) (что?) Все выполняли работу в тетради. Дети, которые отвечали, получают отличительные знаки со словом «Молодец!». У. Спасибо! Мы уже находимся у причалов городов, но, чтобы городские ворота открылись перед нами, нужно знать волшебные слова. Как вы думаете какие? Д. Подлежащее обозначает, о ком или о чем говориться в предложении, и отвечает на вопросы на кто? или что? У. Открываю на карте город Подлежащих. Д. Сказуемое обозначает, что говориться о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопрос что делает? Учитель открывает на доске город Сказуемых. У. Ура! Городские ворота открыты, и мы входим в главные и мы входим в главные ворота королевства Предложений. вы видите широкую дорогу, соединяющую город Подлежащих с городом Сказуемых. Давайте погуляем на ней! Учитель вывешивает наборное полотно с карточками, на которых напечатаны расположенные в беспорядке слова. листья сияет золотые лес падают осенний солнышко желтеет яркое - Что вы видите? Д. Слова. У. А где они живут? Д. Предложение состоит из слов. Значит, слова должны жить в королевстве Предложений. У. По-моему, слова заблудились и не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им в этом! Я буду помогать словам из города Подлежащих, а вы станете находить жителей города Сказуемых и отводить их по этой дороге на свое место жительства, так, чтобы у нас получалась основа предложения. Учитель берет карточку со словом листья и помещает (прикрепляет) её на доску. Дети задают вопрос: что делают? Находят слово падают, и прикрепляют его рядом. - можно ли сказать, что это предложение? Д. Нет. Здесь первое слово написано с маленькой буквы и нет знаки знака препинания в конце. Это основа предложения. А вот если мы впереди поставим заглавную букву и в конце поставим точку, то это будет предложение. У. что вы можете сказать об этом предложении? Д. Это предложение повествовательное, состоит из двух слов: подлежащего и сказуемого. Такое предложение называют нераспространенным. У. С помощью слов расположенных на наборном полотне, распространите это предложение. На доске появляется предложение: Падают золотые листья. - Мы с вами собирались помочь словам найти свое место жительства в королевстве Предложений. Давайте выполним это обещание. Поднимаю карточку со словом листья. Д. (Что?) листья – это подлежащее. Поселим его в город подлежащих. Учитель прикрепляет слово к карте. Далее дети «идут» по дороге, соединяющей города, задают вопрос что делают?, находят карточку со словом падают и помещают её в город Сказуемых. У. Главные члены предложения нашли свое место в королевстве, а куда же поместим другие слова? Они что же, останутся бездомными? Давайте постараемся помочь найти свое место жительства! Наверное, в волшебном королевстве Предложений существуют ещё какие-то правила, о которых мы не вспомнили и не рассказали? Д. Подлежащее и сказуемое-это главные члены предложения. Другие слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь другой вопрос – второстепенные члены предложения, они поясняют главные и другие члены предложений. Значит, остальные слова поместим во Второстепенные поселки. У. А как же нам попасть во Второстепенные поселки? Кто догадался? Д. Надо задать вопросы. У. Правильно! Надо попасть в главные ворота города и спросить дорогу, то есть поставить вопросы от главных слов к зависимым. А что обозначают вот эти тропинки, ведущие от главных городов к второстепенным поселкам? И что обозначают тропинки, ведущие от одного домика к другому, во Второстепенных поселках? Д. слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову. Отвечающие ученики получают отличительные знаки с надписью «Находчивый». После этого дети устно выделяют пары слов в данном предложении и сопровождают это расставлением слов-карточек по своим местам на карте. Пара слов: листья (какие?) золотые. У. А теперь из слов, оставшихся на наборном полотне, ещё составим основы предложений , дополним другими словами так, чтобы получилось распространенное предложение, и запишем его. Д. Лес (что делает?) желтеет. Берут карточки с наборного полотна. У. Распространите это предложение! Д. Желтеет осенний лес. Дети записывают предложение в тетрадь и устно выделяют пару слов. Д.Лес желтеет – основа предложения. Лес (какой?) осенний. У. Молодцы, ребята! В сказочном королевстве Предложений вы не заблудились и даже немного помогли его жителям. Но ведь в каждой стране существует свое особое правило. Есть и такое правило и королевстве Предложений. Но вы не вспомнили о нем пока. Это правило выразительного чтения. Давайте попробуем его выполнить. На доске появляется полоска бумаги с написанным на ней предложением без знака препинания в конце: Яблоки падали на землю У. Дело в том, что предложение можно прочитать с различной интонацией и от этого будет меняться его смысловая окраска. На доске три знака препинания, употребляемых в конце предложения. Я буду их подставлять к концу предложения, а вы постараетесь произнести его с соответствующей интонацией. Лучшие чтецы получают отличительный знак с изображением восклицательного знака. Физминутка. У. По дороге домой мы продолжаем вести путевые записки. Составим предложения по схемам. Откройте учебник на стр. 65 упр. 2. У. Напишите вопросы к каждому слову предложения (задание из упр.3) У. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и благополучно вернулись домой из плавания. А здесь, на родном берегу, нас уже поджидает с нетерпением наше авторитетное жюри, которое спешит нам сообщить результаты конкурса почерков. Жюри сообщает о результатах конкурса, делает необходимые замечания, называет лучшие работы и награждает победителей отличительным знаком с изображением буквы З,з - Нам еще предстоит самое сложное, самое ответственное задание. Ведь пока мы плыли на кораблях домой, по телеграфу было получено задание от короля Предложения. Его величество король Предложение сообщает, что тот, кто справится с его заданием, получит титул почетного гостя королевства, который дает право свободно гулять по просторам вверенного ему государства. Итак, постараемся выполнить это дополнительное задание! Кружатся в воздухе первые снежинки. Списать красиво и правильно предложение, подчеркнуть основу и выписать пары слов с вопросами. На следующем уроке после проверки тетрадей лучшие ученики получившие за проверочную работу «5» получат диплом, удостоверяющий, что он является обладателем титула почетного гостя королевства Предложений, со следующим текстом: «Мы, король Предложение, удостоверяем, что ученица 2-а класса Тымкован Алевтина достойно справилась со всеми трудностями изучения правил нашего королевского величества. Жалуем её титулом почетного гостя наших владений и разрешаем ей беспрепятственно гулять по просторам нашего волшебного королевства. Его величество король Предложение». Итог урока. - Поздравляю вас с благополучным прибытием на родную землю. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Подготовьтесь к проверочной работе.
    Категория: Мои статьи | Добавил: Ludmila (27.11.2012)
    Просмотров: 5042 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: