Воскресенье
24.11.2024
00:10
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [22]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Пути совершенствования математического образования в начальной школе.
    Л. А. Балабан Русская гимназия №1, г. Рыбница Пути совершенствования математического образования в начальной школе. Сегодня значение математической науки в мире значительно выросло. Справедливо утверждение, что во всех странах с высоким уровнем экономического развития, с высокими темпами экономического роста высок и уровень математической образованности общества. Современные технологии требуют хорошо образованных и, прежде всего, математически образованных работников. Математическое образование начинается с начальной школы. Учащиеся получают представление о самой математике, о важнейших математических понятиях, обучаются основным математическим умениям, в частности, арифметическим навыкам. Способностью самостоятельно «открывать» знания обладают немногие школьники. Поэтому следует организовать такое обучение, при котором «учащийся на уроках был бы не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, т.е. человеком, самостоятельно ставящим вопросы, диалектически разрешающим противоречия». Необходимо научить младших школьников самостоятельно решать нестандартные задачи, возникающие в учебной деятельности, обеспечивая успех каждому ученику. Успешность или неуспешность ученика в начальной школе во многом определяет его отношение к учебе, к школе вообще, и иногда всю его дальнейшую судьбу. Прививая вкус и любовь к интеллектуальной деятельности, обеспечивается возможность творческого, поискового подхода к тому, чему учат. На моих уроках дети работают в группах. Группы могут быть от двух до шести человек, могут быть составлены как мною, так и "по желанию", или случайным образом, с помощью заготовленных номеров. В зависимости от задачи, которую предстоит решать, разбиение на группы можно делать по-разному. Важно, что дети могут обсуждать внутри группы и постановку, и способы решения задачи, и способы проверки, и даже разделять работу между собой, когда задача требует многих вычислений, например, проб. Обсуждение рождает идеи, идеи вызывают другие идеи, поиск пошел! В удачных случаях при наблюдении за работой такой группы возникало ощущение творческой атмосферы маленького научного коллектива. Теперь приведу примеры задач, которые я использовала. Пример 1. Выбор самого дешевого (или самого быстрого) способа доставки груза. Дается 2-3 вида грузовиков разной грузоподъемности, общий объем груза, цена за 1 рейс для каждого вида, время на 1 рейс и т. п. Пример 2. Оклейка комнаты обоями. Даны параметры комнаты, размеры и цена одного рулона (видов обоев несколько). Нужно узнать, сколько и каких требуется рулонов, чтобы затраты были минимальными или не превосходили некоторой суммы. В последнем случае решений может быть несколько. Пример 3. Серия задач на решение уравнений в целых числах. а) Лягушка прыгает по размеченной дорожке (числовому лучу), например, вперед на 6 единиц и назад на 4 единиц. Как ей попасть в заданную точку 4 или в точку 14? б) Как сварить яйцо в течение 7 минут, если у нас есть только двое песочных часов: на 8 и на 3 минуты? Дети пробуют, считают и в какой-то момент радостно обнаруживают, что это "та же задача про лягушку ". в) Та же задача с песочными часами, но у нас есть трое различных часов и нужно найти самый быстрый способ. Пример 4. Серия задач на комбинаторику. Эта серия бесконечна, и каждый учитель может составить множество задач для уровня своего класса, начиная с первого, когда перебор делается на реальных объектах. Список примеров, задач и разнообразных видов деятельности можно продолжить. В качестве "поисковых" задач можно давать такие, которые нельзя решить иначе, как "подбором". Такие задачи требуют времени и готовности пробовать. Учителю же нужно помочь ученикам в записи проб. Приученные к такой форме работы ученики не говорят: "Мы таких задач не проходили", а начинают сразу действовать. У учителя же появляется возможность наблюдать за процессом решения, помочь слабому ученику, подтолкнуть, довести до результата, похвалить. Очень важны такие задания, в которых ученики должны составить свои примеры, уравнения, задачи, удовлетворяющие заданным условиям. В таких заданиях тоже приходится пробовать, проверять, а в процессе поиска может быть найден, понят алгоритм составления такого уравнения или задачи. Такую задачу ученик должен еще и "поставить", найти или узнать у учителя недостающие данные, отбросить лишние, выбрать необходимые математические процедуры и их последовательность, суметь все это записать удобным способом и т. д. На каждом этапе, естественно, возможна помощь учителя. Проводя исследования работы каждого ученика на протяжении всего учебного года я могу своевременно корректировать процесс обучения по каждому навыку, выявляя сильные и слабые стороны каждого ученика, обеспечивая при этом индивидуальный подход, отслеживая динамику его развития. Ученик в школе не только получает знания, но и учится учиться, учится подходу к проблеме, задаче - не только интеллектуальному, но и эмоциональному. Важно, чтобы математику в начальной школе вел учитель, который ее знает и любит. Начальная школа должна выводить на "большую" математику, или, точнее - "большая" математика должна начинаться в начальной школе.
    Категория: Мои статьи | Добавил: Ludmila (27.11.2012)
    Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: