|
Четверг 21.11.2024 18:21 |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход |
Мой сайт |
Родительское собрание
Родительское собрание
«ПЕДАГОГИКА ПОНИМАНИЯ ИЛИ В СТРАНЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
Цели: а) актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей;
б) обсудить эффективность разных стилей воспитания;
в) договориться о путях, средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.
• актуализировать проблему воспитания в семье, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;
• содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете; • предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок; • привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
Вступление. Добрый день, уважаемые родители! Пожалуйста, возьмитесь все крепко за руки, пусть доброта и взаимопонимание передадутся друг другу. Улыбнитесь, ведь улыбка сближает людей. Сегодня мы не будем придерживаться строгих правил и проведем наше родительское собрание в нетрадиционной форме. Тема собрания: «Педагогика воспитания – педагогика понимания». Воспитание – это деятельность, направленная на формирование личности и личностных качеств, способных к самовоспитанию.
Семья – одно из важных звеньев системы воспитания. Она выполняет ряд взаимосвязанных и взаимозависимых функций: продолжение рода, воспитание детей, хозяйственно – экономические обязанности. Семейное воспитание на всех этапах развития человеческого общества связано с общественным воспитанием. С точки зрения педагогики, семейное и общественное воспитание тесно взаимосвязаны друг с другом, дополняют одно другое. В чем же специфика семейного воспитания? Прежде всего, в том, что оно более эмоциональное по своему характеру, чем любое другое воспитание. Оно основано на непосредственной родственной связи, на любви родителей к детям, ответных чувствах к отцу и матери, на привязанности и доверии. Домашняя атмосфера – это своего рода психологическая питательная среда, которая оказывает действенное влияние на формирование нравственных качеств личности. Атмосфера семейной жизни может быть или приятной, или тягостной для ребенка. В первом случае, где бы ребенок не находился, он стремиться скорее домой, где его встречают спокойно и доброжелательно. И какие бы неприятности в его жизни не происходили, дома он восстанавливает нарушенное равновесие, обретает душевное спокойствие и способность нормально воспринимать воздействие окружающего и соответствующим образом на них реагировать. Если же ребенка дома ожидают упреки, ругань, скандалы, он стремится при малейшей возможности уйти к друзьям, убежать на улицу, радуется, что надо идти в школу даже тогда, когда не проявляет особого интереса к учению. При неудачах в учебе и поведении он не идет домой, зная, что там не встретит участия, не облегчит боль своей детской души. Он вне семьи ищет место, где можно снять тяжелый груз с души, восполнить недостающие тепло, ласку, дружбу и родительскую любовь. И нередко находит среду, которая отрицательно влияет на него.Важным условием успешного воспитания детей в семье является педагогический такт родителей, их умение предъявлять детям требования. Некоторые родители, предъявляя требования, не учитывают ни индивидуальных, ни возрастных особенностей, ни ситуативного психологического состояния своего ребенка. И когда он бодр, и когда усталый, и когда расстроен чем-нибудь, и когда в хорошем настроении, - независимо от всего этого ему предъявляются требования в одной и той же форме, одним и тем же тоном. А ведь в бодром состоянии, хорошем настроении ребенок более податлив педагогическому воздействию. В таких случаях от родителей требуются лишь знание его характера и умение ориентироваться в психологической ситуации. Если же ребенок устал или же раздражен, необходимо позаботиться о снятии усталости, о подготовке соответствующей психологической почвы. Лишь после этого можно рассчитывать на эффективность педагогического воздействия.
Каждый день дети общаются со своими родителями. Но, согласитесь, иногда мамам и папам бывает некогда, у них находятся какие-то неотложные дела. А детям так много хочется у них спросить и помочь им. И вот сегодня у них появилась такая возможность.
Ведущий: Вниманию родителей предлагается выставка книг по теме воспитания детей. А теперь мы предлагаем вам ответить на последующий блок вопросов.
Можете ли вы пообещать ребенку исполнить его желание в обмен на хорошее поведение? Были ли у вас такие ситуации?
Какой праздник в детстве вам понравился больше всего?
Как ласково вас называли в детстве вас родители? Как вы ласково называете своего ребенка?
Была ли у вас в детстве любимая игрушка? какая?
Поверьте на минутку, что вы добрая фея. Что вы бы сделали для своего ребенка?
Какие у вас есть пожелания всем семьям?
Ведущий: Послушайте, пожалуйста, стихотворение средневекового поэта Себастьяна Бранте
Ученик:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб
Кому язык распутства люб
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все тоже от них, чему их учит.
Хорошая семья – не просто родственники, которые живут вместе, это люди сродненные и чувствами, и интересами, отношением и эмоции, тем что помогают друг другу в хозяйстве, а главное – помогают друг другу быть людьми. Когда мы соединяемся в семью, мы хотим себе и друг другу только хорошего, счастливого супружества, счастливого родительства. К сожалению, до этой нормы добиваются не многие.
Учитель: И на нашем собрании мы забудем про все разногласия, проблемы, переживания. Будем вместе играть, петь, веселиться, будем учиться видеть друг в друге только хорошее, доброе, светлое – в общем, будем дружить.
Ведущий 1
На нашей необычной
И солнечной планете
Живут два разных мира:
Взрослые и дети.
Ведущий 2
Они друг друга любят,
Друг другу помогают,
Но иногда друг друга
Совсем не понимают.
Ведущий 1
И взрослые ругаются,
И дети обижаются,
И ничего тогда
У них не получается.
Ведущий 2
Вот если б можно было
Хотя бы на чуть- чуть,
Чтоб взрослые сумели
В детство заглянуть…
А дети б стали взрослыми,
Хотя бы на немного…
Представили?
Давайте мы отправимся в дорогу!
( девочка Оля смотрит в зеркало)
Оля
И чего это мама ко мне придирается?
Всё время ругается и обижается.
Вполне я хорошая и симпатичная,
Девчонка весёлая, подруга отличная.
Подумаешь, раз не помыла посуду!
Я завтра её ведь помыть не забуду.
(вертится у зеркала)
Ведь что б я ни сделала,
Всё ей не так!
Не может понять
Меня мама никак!
Зеркало
А ты свою маму всегда понимаешь?
И разве её ты не обижаешь?
Оля
Ой! Кто это?
Вроде здесь никого нет!
Зеркало
Да это же я –
Отраженье твоё.
А хочешь в страну
Зазеркалье отправится?
Я знаю, тебе там,
Конечно, понравится!
Там дети становятся
Сразу взрослей,
Там превращаются
Мамы в детей!
Оля
Хотелось бы мне в той стране побывать
Но как же в страну Зазеркалье попасть?
Зеркало
Глаза закрывайте,
Со мною считайте:
Один, два, три, четыре…
И мы уже в сказочном мире!...
Слова учителя:
Известный философ Спиноза говорил: «Понимание – начало согласия». Чтобы понять человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
Задумывались ли вы когда-нибудь, уважаемые родители, над вопросом, какими нас видят наши дети?
Их ответы могут стать не только хорошей диагностикой, но и наведут на размышления о методах и формах воспитания.
Что за люди эти взрослые?
Устами младенца гласит истина.
(Высказывания детей)
Взрослые - это те люди, у которых постоянно не хватает времени. Они всё время варят еду, убирают в квартире, что-то ремонтируют, им некогда поиграть со своими детьми.
Взрослые – это дети, которые выросли и заботятся о своих детях. Они справедливые, но иногда не понимают детей, потому, что они забыли своё детство.
Взрослые – это выросшие дети, им иногда хочется пошалить, но на работе они серьёзные.
Слова учителя:
Уважаемые родители, воспитание детей дело очень трудное и ответственное, поэтому на встречу с вами мы пригласили очень компетентных людей. Это учителя, психолог, медицинский работник. Сегодня они дадут вам советы как правильно, без ошибок, воспитывать детей.
Первое слово я предоставляю директору школы Булат Ирине Викторовне: Ваши дети учатся в 1 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? Никогда! Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребёнка «Тебя вызывали к доске?» или «Ты что сегодня получил?». А лучше спросите: «Что сегодня нового ты узнал?» или «Что интересного за день произошло?» А то ведь порой бывает и такое…
(Сценка «Мать и дочь»)
Автор. Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала её ругать.
Мать ( рассматривает тетрадь дочери , тычет в тетрадь пальцем, говорит визгливо громко)
Ты что, не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов совсем нет? Думать надо, когда пишешь головой, а не пятками! Будешь всю ночь у меня переписывать! И никаких гуляний!
(Дочь пытается оправдываться ,но сердитая мать не даёт ей и рта раскрыть. Берёт её за руку и уводит)
Ведущая. А как вы поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам.
А в иных семьях можно наблюдать вот такое…
Сценка «Недотепа»
Мама (голосом полным досады)
Талантливые дети надежды подают:
Участвуют в концертах- танцуют и поют.
У многих есть возможность объездить целый мир-
Проводят в разных странах где – конкурс, где – турнир.
Лисичкина Наташа имеет пять наград,
А Игорь, твой приятель, - уже лауреат
Сын И только недотёпам
К успеху путь закрыт.
Моя родная мама мне это говорит.
Ноя не возражаю,
А губы сжав, молчу,
И я на эту тему с ней спорить не хочу.
Пускай другие дети
Надежды подают:
Картиночки рисуют,
Танцуют и поют.
На скрипочках играют,
Снимаются в кино-
Что одному даётся,
Другому не дано!
Я знаю, кем я буду
И кем я стать могу:
Когда- нибудь из дома
Уеду я в тайгу.
И с теми, с кем сегодня
Я во дворе дружу,
Железную дорогу
В тайге я проложу.
Меня сегодня мама
Стыдила сгоряча:
Строитель тоже важен
Не меньше скрипача.
Ведущая. Милые наши родители! Котенок вырастет кошкой -Такой же, как все на свете. Птенец превратится в птицу - Такую же, как все на свете. А дети читают, А дети мечтают, И даже их мамы и папы не знают, Кем станут, кем вырастут дети.
Слово имеет доктор медицины Моцпан Владислав Николаевич: чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания разнообразному питанию, больше фруктов и овощей и никаких чипсов и «Колы»! Чаще гуляйте вместе с детьми на свежем воздухе, от этого двойная польза- общение с ребёнком и здоровье.
Ведущая: Очень жаль, если ваш ребенок будет выглядеть так, как герой следующего стихотворения.
Ученик: Спортом я не занимаюсь, я никак не закаляюсь, бегать, прыгать нету сил, свет мне кажется не мил. Я сутулый и хромой, я совсем уже больной.
А сейчас совет даёт заслуженная учительница Султанова Александра Анатольевна: Когда ребёнок совершает дурной поступок, его мучает совесть. Но вы наказываете его – и совесть замолкает. Великий педагог Корчак виноватого или оправдывал, или прощал. А как в ваших семьях относятся к дурным поступкам?
Ведущая: Как бы вы ув.родители, поступили, например, в следующей ситации? «Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: - Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: - Я. Как вы считаете, что ответил ребенку отец? (Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал.»
Учитель А иногда бывает и вот так
( Стихотворение «Ваза»)
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
«Это, к счастью, это к счастью!»
Всё семейство скажет.
Ну а если бы к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа»-
Скажут про меня.
Продолжит наш разговор доктор педагогических наук Перепечко Богдан Владимирович: «Бить или не бить?»- вот в чём вопрос. Парламент в Англии решил: бить! Для этого даже специальные ремни выпускают, а вот в Европе немодно даже в угол ставить. А как в ваших семьях?
Бить детей ни в коем случае нельзя! Это вредно и по медицинским показаниям. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам медики категорически бить запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу унизителен, он никогда не забывается и никогда не будет прощен. Но дело ведь не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают только из не битых детей. Лишь человек, который не ждет удара, может быть смел не только с подчиненными, в идеях, планах; может разговаривать с людьми, не втягивая голову в плечи. Не правда, что не битый, холеный и лелеянный ребенок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает, и бьет. Удары судьбы для него – это несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть. Не битый не воспримет их покорно, как должное, привычное. Вспомним народную мудрость: Кто не возьмет лаской, не возьмет и строгостью.
Учитель: Спор о наказании продолжат звери…
Действующие лица: автор, енот, лиса, еж, волк, ежиха, медведь, сова, заяц, сорока, крот, белка.
Автор: Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На призывный этот зов.
Енот: Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Лиса: Ой, не говори, Енот,
Он и дома сущий черт!
Еж: Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк: Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
Ежиха: А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Медведь: Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Автор: Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос…
Сова: Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Автор: Зашумела тут толпа.
Лиса: Что за глупости, Сова?!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Медведь: Про медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Автор: Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек…
Заяц: Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите «на ушах»,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Автор: Протрещала тут Сорока…
Сорока: Я в беде не одинока
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они подолгу,
Я ремень беру в подмогу.
Автор: Зашумела вновь толпа.
Кто был «против»,
Кто был «за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова…
Сова: Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Енот: Как не бить?
Автор: Сказал Енот.
Крот: Да, да, да!
Автор: Тут вторил Крот.
Белка: Ну, а мне…
Автор: Всплакнула Белка.
Белка: Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает на поляне,
И танцует до утра.
Автор: Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Прекратить их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.
Стихотворение «Взрослым»
Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире!
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться.
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему я начал огрызаться?
Конец терпенью моему!
Демо- били-зация!
Вед. Следующий вопрос о трудовом воспитании. Очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. Основная задача семьи в трудовом воспитании малыша – так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие.
Предлагаю вам разобрать ситуации. Ситуация № 1. Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал». Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете серьезную педагогическую ошибку, ибо не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и зажима самостоятельности детей. Ситуация № 2. Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще) поручаете вашему ребенку не то, что он просил, а то, что кажется разумным вам. Как вы думаете, каким будет результат? Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип – обязательного учета склонностей и интересов ребенка. Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость. А сейчас перед вами выступит педагог – новатор Грегас Эллина Викторовна: у каждого ребёнка в семье должна быть посильная работа. Маленький ребёнок- маленькое дело, растёт ребёнок- растёт и его дело. Если вы хотите, чтобы ребёнок выполнил ваше поручение, подкрепите просьбу словами: «пожалуйста», «если тебя не затруднит». Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их попросить, а не приказать
А теперь слово предоставляется школьному психологуСкоцеляс НикитеСергеевичу: если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, Не хотят гулять, потеряли друзей, то телевизор должен сломаться хотя бы на месяц. Вы спросите, а как же взрослые? Отвечу. Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой.
Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж до упора”.
Лежа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами... я слепой!
Учитель: В стране Зазеркалье всё наоборот. Дети побывали взрослыми, а взрослые вдруг стали детьми.
УчительВот и закончился день в Зазеркалье
И может быть ближе
Друг другу мы стали,
Друг друга смогли мы понять.
Ребёнком не просто быть
Все мы узнали,
И взрослым не просто так стать!
Чтоб небо смеялось
И взрослым и детям,
Чтоб солнце сияло на нём,
Поймут пусть друг друга
Все люди на свете
И счастье войдёт в каждый дом!
Итак, подведем итог нашего собрания. Главное, что требуется для успеха в воспитании – это правильно налаженная жизнь в семье. Мать и отец много и плодотворно работают, относятся друг к другу и детям с глубоким уважением. Свой гражданский долг, заботу о детях взрослые сочетают со счастливой полнокровной личной жизнью: вместе ходят в театр, кино, концерты, в гости. Как бы родители не были заняты работой, необходимо уделять время детям. Родители должны знать, с кем дружат их дети. Не реже одного раза в месяц посещать школу, беседовать с учителями, классными руководителями. Очень важно знать, как дети выполняют домашние задания, что они читают из художественной литературы. Наконец, необходимо просто беседовать с сыном и дочерью на темы, которые их интересуют. Закончить свое выступление хочу словами Саади:
Покинут счастьем будеттот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит.
В книжных магазинах в продаже имеется очень много литературы о воспитании детей, о психологии.
Могу рекомендовать книги: Е Попова «Авторитет родителей – зачем он нужен?», 2000г., Э Матенчек «Родители и дети», Н. Клюева «Учим детей общению», А. Маркуша «Об эгоизме, деньгах и брани: советы. Здоровье детей».
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Ludmila (26.11.2012)
|
Просмотров: 323 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|